ВСЕ О ПИЛОТАЖНЫХ КОРДОВЫХ МОДЕЛЯХ (ALL ABOUT CONTROL LINE AEROBATIC MODELS )










 

Страницы истории авимоделизма. Год 2002

По материалам журнала АиВ №4 за 2002год



Моделист - первое звено авиации


Живых свидетелей развития авиамодельного спорта довоенного времени осталось немного. Именно они, порой всеми забытые, являются обладателями уникальных фактов и событий, хранят бесценные архивы, которые составляют не-отъемлемую часть истории авиамоделизма. Юрий Васильевич Захаров, живая легенда авиамодельного спорта, рекордсмен мира и Советского Союза, с 1946 года .работает в АНТК им, О.К.Антонова.

Семья Захаровых жила в Новосибирске. При аэроклубе была открыта авиамодельная лаборатория, руководителем которой был П.П.Прядеин, а инструктором -Н.СТрунченков - основоположник авиамоделизма в Западной Сибири. На его счету 9 мировых и 17 всесоюзных соревнований. Вокруг незаурядного молодого спортсмена собралась когорта выдающихся спортсменов, таких, как Иванов, Серебрянников, Макаров, Рудометов. Огромный интерес в то время был к резино-моторным моделям и к моделям с бензиновыми двигателями. Первый всесоюзный рекорд в авиамодельном спорте был зарегистрирован в 1933 г. на IV Всесоюзном слете авиастроителей. Рекорд принадлежит В.Г.Татаринову, резиномотор-ная модель которого, построенная по схеме «бесхвостка», за 100 секунд пролетела 345 метров.

Юрий Васильевич вспоминает: «Первое глубокое впечатление от авиации осталось у меня после праздника Дня авиации 18 августа 1935 года. Впервые я увидел полеты моделей самолетов: схематических, планеров, резиномоторных фюзеляжных моделей, полеты планеров и самолетов, выполнявших фигуры высшего пилотажа, буксировку планеров за самолетом, прыжки парашютистов». Поле аэродрома было переполнено людьми. Неожиданно для зрителей из самолета десантировалась огромная живая свинья. Ее истошные вопли зрители встретили бурей оваций. Следом за свиньей был выброшен парашютист с баяном. Опускаясь под куполом парашюта, он играл «Все выше и выше…». Публика ликовала. Третий прыжок… Купол раскрылся, но вдруг… парашют отсоединяется, и беспомощный парашютист летит стремительно вниз! Толпа ахнула, остолбенела…и тут неожиданно взмывает вверх запасной парашют! Воздух встряхнуло волной аплодисментов. События того дня наперебой публиковали газеты, журналы, короткие ролики крутили в кинотеатрах. «Чего греха таить, - продолжает рассказ Юрий Васильевич, - время было трудное, но люди умели радоваться, устраивать праздники».

Именно тот день с невероятной торжественностью и массовостью авиационного действа предопределил судьбу 14-летнего юноши. В том же году Юрий построил свою первую фюзеляжную ре-зиномоторную модель конструкции Баскакова по книге «Делай все сам». Работал над моделью Юрий днем, а ночью когда родители спали и никто не мог ему помешать испытывать свое детище, тихонько пробирался в сени. Закрутив мотор в тепле, резко распахивал дверь ногой, и запускал самолет в воздух. Модель взлетала на лыжах. За бортом - 25"С. Дальность полета - 30-40 шагов! Первый успех!

В 1936 г. друзья предложили Юре записаться в авиамодельный кружок. Парень трудился, не покладая рук. Первые чертежи, первые схемы, изучение аэродинамики… Однажды у Н.С.Трунченкова возникла идея в качестве наглядного пособия для ребят сделать стенд по технологии изготовления воздушных винтов, на котором показать всю технологическую цепочку изготовления пропеллера - от заготовки до готового изделия. Часами простаивал Юра у стенда. Пытливость ума, жажда знаний и нехватка наглядных пособий толкнули мальчишку завладеть «сокровищем». Через несколько дней Юрия попросили вернуть «одолженные» винты и пригласили на беседу.

Голубоглазый подросток распахнул двери кабинета, где важно сидели главные люди авиамоделизма. Поздоровался, молча положил на стол винты. Сердце отчаянно билось.

- Скажи, Юрий, зачем взял винты? -спросил Трунченков.

- Для наглядного пособия. Я учиться хочу, летать хочу!

Прядеин и Трунченков посовещались.

- Ладно, коль так, поверим, не выгоним.

- Спасибо, я смогу, я буду!..


Модель с бензиновым двигателем, 1937 г.


Сборная команда Новосибирска, 1938 г. Коктебель. «Абиссинцы» из Новосибирска, победители всесоюзных соревнований по авиамоделизму (пятый слева - Трунченков Н.С.)

 

Что творилось тогда в душе у Юрия, знает только он сам. Ему поверили, а если бы нет? Как могла бы повернуться судьба парня? Одержимый желанием летать, он стал работать с еще большей отдачей и настойчивостью. Днем - школа, изготовление моделей, ночью - испытания. Судьба свела его с прекрасными людьми, подарила ему шанс и не ошиблась…

Год напряженной работы не прошел даром. Зимой 1937 г. Захарова включают в состав сборной команды Новосибирска. На зимних соревнованиях Юрий занимает два первых места: по планеру классической схемы и планеру схемы «бесхвостка». Ежегодные зимние соревнования проводились на Гусинобродском тракте. Выбирали самый крутой склон, где потоки воздуха могли быть максимальными. Побеждал тот, у которого модель, планирующая против ветра, в воздухе продержится дольше всех. Вручая награды победителю (набор инструментов и книги по авиамоделированию), руководитель лаборатории Прядеин сказал: «Вот теперь я верю в твое искреннее желание летать».

Летом того же года сборная команда едет в Коктебель для участия во II Всесоюзных авиамодельных состязаниях. Здесь Трунченков и Рудометов установили всесоюзный рекорд дальности полета -354 м на резиномоторной модели гидросамолета.

Резина, применяемая моделистами, доставляла им немало хлопот. Спортсмены применяли резину отечественного образца, которая не обладала ни прочностью, ни морозосткойкостью. Перепады температур, чрезмерные нагрузки приводили к ее разрушению. Закручивать резиномотор приходилось очень осторожно, т.к. резиномоторные нити могли порваться, а это зачастую приводило к разрушению модели.

К очередным Всесоюзным состязаниям 1938 г. команда готовилась усиленно. Резиномоторная модель гидросамолета Н.С.Трунченкова пролетела 342,2 метра. Это был мировой рекорд дальности полета. Юрий Захаров не отставал от своих товарищей по команде. С новой моделью гидросамолета он занял два вторых места по дальности и продолжительности полета и одно - по налету. За выдающиеся успехи Юрию Захарову вручили грамоту и карманные часы. Значимость такого подарка для того времени была очень велика - все ребята ему завидовали.

Летние состязания с участием гидромоделей имели свою особенность, т.к. согласно существовавшим правилам, модели совершали посадку на воду. Конструкции их не имели достаточного запаса прочности, т.к. изготавливались из тонких, хрупких деревянных реечек и обтягивались папиросной бумагой. Крылья при соприкосновении с водой намокали, зачастую модели тонули, в лучшем случае, модель приходилось обтягивать заново. Несколько позже эти правила были заменены посадкой на сушу.

При старых правилах модели запускались рано утром, когда ветер дул в сторону моря. Взлетев, модель садилась на воду. После выпуска модели судьи устремлялись к месту посадки на лодке, фиксировали его буйком и забирали модель. После этого при помощи теодолита измерялось расстояние от точки старта до буйка. После изменения правил соревнования начинались в середине дня, когда ветер дул с моря. Модели запускали против ветра в сторону моря, после взлета ветер разворачивал модель к берегу, где она и приземлялась. В результате облегчался замер дальности полета и модели оставались целыми.

Триумфальное выступление команды Новосибирска по итогам Всесоюзных соревнований 1938 г. в Коктебеле была налицо. Главный соперник новосибирцев, команда Москвы, заняла II место, но… влияние Москвы, ее приоритет распространялся не только на политику, но и на спорт. Поступило мнение, что присудить победу команде Новосибирска будет политически неверно. Таким образом, первое место пришлось разделить между москвичами и новосибирцами.

Фоторепортер журнала «Самолет» пригласил победителей сфотографироваться. К прекрасно экипированным москвичам подошли ребята из Новосибирска, одетые вразнобой: кто в косоворотке, иные в майках с отцовского плеча. Улыбнулся фоторепортер и скомандовал: «Ану, абиссинцы, раздевайся!» (в то время закончилась война Италии с Эфиопией). Так журнал «Самолет» опубликовал фото команды, раздетой до трусов вместе со своими моделями.

Проведение соревнований в Коктебеле стало традицией. Однако в том же 1938 г. аэродром был закрыт. Причиной тому послужил угон самолета По-2 летчиком-инструктором в Турцию. Авиамодельные состязания следующих лет (1939, 1940 г.г.) проводились на Украине (Вишневый хутор, Константиновка).

Наступил 1941 год. Все моделисты с нетерпением ждали объявления очередных соревнований, но в том году Всесоюзные соревнования по авиамодельному спорту так и не состоялись…

Виктория Крамаренко, пресс-секретарь сборной команды Украины по авиамодельному спорту


Воздушный змей - самый древний летательный аппарат

 

«Благородный муж, достигнув непревзойденных высот ума, должен жить в праздности и запускать воздушных змеев»

Конфуций

 

Давным-давно змеев запускали, чтобы отгонять злых духов, передавать послания из одного замка в другой, проводить метеорологические исследования и аэросъемку местности. Существует предположение, что с их помощью поднимали глыбы при строительстве египетских пирамид! Но воздушных змеев можно запускать и просто потому, что это весело и красиво.


Первые упоминания о воздушных змеях встречаются еще за два века до нашего летоисчисления, Змеев делали в форме рыб, птиц, бабочек, жуков и раскрашивали в яркие цвета. Наиболее распространен был змей-дракон, похожий на полукрокодила-по-лузмею. Возможно, название «воздушный змей» связано именно с этим образом. Позже воздушные змеи стали делать в виде плоской рамы, обтянутой бумагой или тканью. Они уже ничем не напоминали сказочного дракона или змея, но название сохранилось до наших дней. Родина воздушных змеев - Китай, где они были главными героями маскарадов и карнавалов. Из Китая они распространились в другие страны Азии и Европы. Старинные летописи, дошедшие до наших дней, свидетельствуют, что воздушных змеев запускали и на Руси. Так, в 906 году киевский князь Олег использовал воздушных змеев при взятии Царьграда. Воздушных змеев - «коней и людей бумажных и позлащенных» - воины князя поднимали «для устрашения неприятеля».

Долгое время воздушных змеев использовали лишь для развлечений. Только со второй половины XVIII века воздушных змеев начинают использовать при научных работах. В 1749 г. англичанин А.Вильсон с помощью змея определил температуру воздуха на высоте. В

1752 г. американский ученый Б.Франклин воспользовался воздушным змеем для исследования молний. Он открыл электрическую природу молнии и изобрел громоотвод. Михаил Ломоносов с помощью воздушных змеев изучал атмосферу и природу молний. 26 июня

1753 г. ученый «при помощи змея извлек молнию из облаков». Он запустил воздушного змея в грозу и по его бе-

чевке, используемой как проводник, извлек разряд статистического электричества. Этот опыт едва не стоил ему жизни - Ломоносов случайно вышел из комнаты незадолго до сильного электрического разряда, а оставшийся там академик Рихман погиб.

В середине XIX столетия командир Охтенской пиротехнической школы К.И.Константинов разработал систему спасения судов, терпящих аварии вблизи берега: на судно с помощью воздушных змеев подавался сначала тонкий шнур, а затем уже крепкий канат. Начиная с 1894 г., воздушные змеи систематически использовались для изучения строения атмосферы. А на пороге XX столетия именно воздушные змеи помогли изобретателю радио А.С.Попову в усовершенствовании беспроволочной телеграфной связи: на змеях поднималась в воздух антенна. Значительно усовершенствовал змеи австралийский ученый Л.Харграв, применив конструкцию из двух сквозных коробок, соединенных между собой. Так появился воздушный змей, которому для устойчивого полета уже не нужен был хвост.

Воздушными змеями интересовались не только ученые, но и военные ведомства. В1899 г. на маневрах Киевского военного округа группа солдат подняла в воздух с помощью лебедки поезд из нескольких коробчатых воздушных змеев с кабиной для наблюдателя. Во время второй мировой войны войска различных стран широко применяли воздушные змеи для наблюдательных постов, корректирующих огонь артиллерии. При сильном ветре наблюдателя поднимали на высоту до 800 метров -воздушного змея не так-то легко сбить. Кроме того, выход из строя отдельного змея воздушного поезда отражался только на высоте подъема наблюдателя, но не вызывал его падения. Во время Великой Отечественной войны с помощью воздушных змеев бойцы разбрасывали листовки.

И в наше время интерес к воздушным змеям не утрачен. Проводятся праздники и фестивали с главным участником - воздушным змеем. На одном из них, «Воздушная змеерия-2002», в киевском небе парили воистину шедевры искусства - грозные драконы, фантастические бабочки и сказочные воздушные замки.

По материалам книги «Простейшие авиамодели»

А.М.Ермакова


Стройте воздушные змеи вместе с нами!

 

Плоский «русский змей»

Самый простой змей. Его можно запускать на катушечных нитках № 10, а змеи площадью более 0,5 кв. м - на крепких суровых нитках или на капроновой леске.

Змей состоит из трех планок: две из них служат диагоналями, а третья, верхняя, скрепляет их. Если змей имеет большие размеры, чем указаны на чертеже, то надо добавить посередине еще одну планку (на рисунке она показана пунктиром). Диагональные планки нужно скрепить в месте их пересечения, а затем привязать к ним нитками верхнюю планку. По контуру змея нужно натянуть нитку, соединяющую все уголки, потом планку и нитки промазать клеем и к ним приклеить бумажную обтяжку змея. После того, как клей подсохнет, верхнюю планку слегка стянуть в дугу. Такой змей имеет большую устойчивость в полете.

Полет змея во многом зависит от того, насколько правильно сделана его уздечка. Уздечку нужно сделать из трех ниток. Верхняя (двойная часть) уздечки должна быть такой длины, чтобы она точно укладывалась по диагоналям, а вершина ее, где находится узел, была расположена в центре змея. Длину нижней части уздечки нужно определить следующим образом: если ее положить на змей, узел должен попасть точно в середину верхней планки. Уздечку хвоста также нужно сделать из ниток, утяжеленных бумажными гармошками для устойчивого полета змея. Длина хвоста определяется при пробных запусках змея. Но для начала нужно сделать его размером 2-2,5 м. Если змей будет раскачиваться в полете из стороны в сторону, то это значит, что хвост короткий и легкий. При нормальной длине хвоста змей устойчиво держится в воздухе, отклоняясь лишь при резких порывах ветра.

«Китайский дракон»

Змей построен из секций в форме окружностей диаметром 50-60 см, связанных между собой в точках А, В, С (см. рисунок). Их может быть до нескольких десятков. Располагаются секции друг за другом на расстоянии 50 см. Общая длина змея 8-10 метров. Стабилизация в полете достигается за счет «бороды», изготовленной из мочала или отрезков бечевки. Их длина подбирается экспериментально и зависит от длины и массы змея, диаметра секций.


Плоский «русский» змей


«Китайский дракон»

 

Каркас делают из расщепленного бамбука. Можно использовать старые рыболовные удочки или лыжные палки. Чтобы бамбук лучше гнулся, его надо слегка нагреть над газовой горелкой. Но если вы не нашли бамбук, воспользуйтесь очищенными от коры ивовыми прутьями или нарежьте кусками басовую гитарную струну. Жесткость такого каркаса будет невелика, и потребуется дополнительно оснастить каждую секцию продольной или поперечной рейкой. Каркас обтягивают бумагой или легкой, плотной тканью. А можно и лавсановой или синтетической пленкой, правда, ее сложно раскрашивать. Но если удастся достать зеркальную пленку, ту, что вешают от солнца на окнах, вопрос с раскраской отпадет. Ваш змей будет сверкать и переливаться всеми цветами радуги в солнечных лучах.

В полете «Китайский дракон» создает своеобразное гудение. И под воздействием напора воздуха «страшно» вращает глазами. Устройство глаз видно на рисунке. Для осей, на которых установлены глаза, нужно использовать тонкую металлическую вязальную спицу,

Конструкция может получиться весьма громоздкой, и понадобится прочный капроновый шнур для леера. А еще один-два ассистента, но думаем, что в желающих участвовать в запуске змея недостатка не будет. Как, впрочем, и в зрителях.


Игоря Зотина в авиамодельный спорт привела мечта о небе


Игорь Зотин с радиомоделью английского самолета NEW AGE

 

Все началось с книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и с кинофильма с таким же названием. Книгу Игорь прочитал за одну ночь, а фильм смотрел много раз. Именно тогда у 10-летнего мальчика родилась мечта стать пилотом. Но он понимал, что ему нужно подрасти и закончить школу.

И он рос и усердно учился. А в свободное время посещал авиамодельный кружок Дома пионеров города Бахчисарай. Руководитель кружка Сергей Борисович Хордаш считал, что занятие авиамоделизмом поможет Игорю в осуществлении его мечты. Мальчик подрос, превратился в стройного юношу, стал участвовать в различных соревнованиях. В1975 г. занял второе место на соревнованиях среди крымских подростков в классе моделей «воздушный бой», а в 1977 г. стал чемпионом Крыма среди юниоров в классе кордовых пилотажных моделей, В следующем году Игорь участвовал в соревнованиях на Кубок Украины в классе радиоуправляемых моделей в Планерском, где познакомился с известным авиамоделистом, рекордсменом мира и мастером спорта Сергеем Кодреску. Это знакомство определило дальнейшую его жизнь -Игорь остановил свой выбор на радиоуправляемых моделях.

Что касается мечты стать пилотом, она не осуществилась. Заключение медицинской комиссии было категоричным: с таким зрением нельзя не только летать, но даже служить в Вооруженных Силах. Была депрессия, горечь, разочарование. Была учеба в электромеханическом техникуме и приборостроительном институте, а затем работа на Бахчисарайском комбинате «Будиндустрия». Было много семейных проблем и очень мало времени. И любимым делом Игорь стал заниматься от случая к случаю…

В большой спорт он вернулся лишь в 1988 г. и с тех пор стал активно участвовать в различных соревнованиях: чемпионатах и кубках Украины, в международных встречах авиамоделистов, В 1993 г. стал кандидатом в мастера спорта, а в 1995 - мастером. Спортивным успехам Игоря способствовала дружба с горячими поклонниками авиамоделизма: мастером спорта киевлянином Валерием Макаровым, луганчанами Вадимом Перевознюком и Владимиром Сошниным. Дважды-трижды в месяц Игорь покупал билет на авиарейс Симферополь - Луганск только для того, чтобы 3-4 часа потренироваться с Перевознюком и Сошниным.

В 1998 г. Игорь переехал в Киев и устроился на работу в спортивно-технический клуб Зализнычной районной организации ТСО Украины на должность инструктора. Клуб на протяжении многих лет из всех технических видов спорта отдавал предпочтение авиамодельному. И это понятно: председателем районной организации ТСОУ и одновременно начальником клуба был ярый поклонник авиамоделизма, мастер спорта Лев Саксонов. В ноябре 1999 г. Саксонов поменял место работы, и по его рекомендации председателем Зализнычной организации ТСО был избран Игорь Зотин. Он также возглавил спортивно-технический клуб, а позже создал авиамодельный спортивный клуб «Мастер». Авиамоделисты, которых объединял клуб, охотно поддержали его инициативу. Сейчас клуб входит в состав Соломенской районной организации ТСО Украины. Его спортсмены стали инициаторами и организаторами нескольких соревнований в классе радиоуправляемых моделей: «Кубок мастеров - 2000, - 2001 и - 2002». В конце мая 2002 г., благодаря инициативе клуба «Мастер», на аэродроме «Бузовая» состоялись соревнования авиамоделистов в классе радиоуправляемых моделей на первенство Киева. Сейчас Игорь Зотин готовится к чемпионату Европы, который пройдет в сентябре в Испании,

Председатель Соломенской районной организации ТСО Украины г. Киева Павел Ехтов, Инструктор по оборонно-массовой работе Владимир Ларионов


Радиоуправляемые модели снова в небе


Даниил Корогородский, самый молодой участник соревнований

 

В День Киева после длительного перерыва были проведены соревнования в классе радиоуправляемых моделей на первенство города. Их организовали Киевская федерация авиамодельного спорта во главе с президентом Сергеем Скалько, авиамодельный клуб «Мастер», который возглавляет Игорь Зотин, и Киевская городская организация ТСО Украины под руководством Бориса Пу-дова. Соревнования проходили в конце мая в течение трех дней на аэродроме возле поселка Бузовая. В них приняли участие 25 спортсменов, в том числе 7 мастеров спорта, 10 перворазрядников, 5 спортсменов 2-го и 3-го разрядов и 3 начинающих спортсмена. Хотелось бы отметить одного из них, Шохраддина Аскерова, известного в Киеве бизнесмена, президента авиакомпании «Аэростар». Побывав на тренировках и показательных выступлениях авиамоделистов, он загорелся мечтой самому управлять моделью. И делает это довольно успешно. Нельзя обойти вниманием и самого молодого воспитанника клуба «Мастер» - одиннадцатилетнего Даниила Корогородского. Целеустремленный и настойчивый мальчишка успешно овладевает мастерством авиамоделиста под опекой президента клуба «Мастер» Игоря Зотина. В классе пилотажных моделей самолетов Даня занял четвертое место. Воистину, авиамоделизм не только на все времена, но и для всех возрастов!

Владимир Ларионов


Авиамодельный спорт должен стать зрелищным!


Основной проблемой авиамоделизма остается недостаточная зрелищность и отсутствие зрителей на спортивных соревнованиях. И, как следствие, - недостаточное освещение спортивных мероприятий в средствах массовой информации и недостаточная спонсорская поддержка авиамодельного спорта. Все соревнования проводятся за городом, вдали от зрителей, многие из них интересны лишь специалистам, но не обывателям.

Три года назад Федерация авиамодельного спорта совместно с ассоциацией «Укравиапром» и руководством завода гражданской авиации №410 приняли решение проводить соревнования по авиамоделизму, в частности, этапы Кубка мира и «Кубок Киева», одновременно с празднованием Дней города. Соревнования решили украсить полетами спортивных самолетов, прыжками парашютистов, стартами тепловых аэростатов на стадионе. Одним словом, превратить их в настоящий авиационный праздник.

В этом году в третьих по счету соревнованиях на «Кубок Киева» приняли участие 32 экипажа из Украины, России и Молдовы. Организаторы сумели провести жеребьевку таким образом, чтобы исключить соревнования между спортсменами из одной страны в первых турах. В первый день соревнований не удалось полностью реализовать спортивную программу - во время авиационного праздника пришлось 2 часа ожидать старта тепловых аэростатов из-за метеоусловий, и это несколько омрачило настроение спортсменов.

Интрига соревнований заключалась в том,что впервые за последние 10 лет лицом к лицу встретились представители России -спортсмены, которые много лет были «законодателями моды» в классе воздушного боя, и Украины, сборная команда которой выиграла последние два чемпионата мира. В итоге первые три места заняли представители России. Украинские авиамоделисты получили хороший урок и одновременно «холодный душ» накануне очередного чемпионата мира. К сожалению, среди членов нашей сборной не нашлось лидера, способного увлечь за собой своих товарищей. Зато среди юношей большое внимание и симпатию вызвал экипаж 10-летних спортсменов из Днепропетровской области Павла и Димы Садомовых.

Одновременно на спорткомплексе «Чайка» прошли старты моделей классов F-2-A, В и С.

Главный судья стартов в классе воздушного боя

Валерий Гэрынин


Авиамоделизм становится частью индустрии развлечений


Для мальчишек 1960-70-х гг. запускать в небо самолетики было обычным делом, а иметь свою домашнюю «авиацию» - делом престижа. Многие известные инженеры-конструкторы начинали свой путь в большую авиацию с авиамодельных кружках. В наше время массовость авиамоделизма в Украине снизилась. Но те, для кого авиамодельный спорт - увлечение на всю жизнь, по-прежнему все свободное время проводят на аэродромах и кордодромах. Все-таки спорт этот увлекающий! Журнал «Авиамоделизм Украины» взял интервью у двух небезызвестных людей в украинском авиамодельном спорте. Мы публикуем для вас, дорогие читатели, их мнение о ситуации, которая сложилась на данный момент в авиамодельном спорте.

Валентин Мозорский, тренер сборной Украины по свобод-нолетающим моделям и руководитель детского авиамодельного клуба при Харьковском авиационном производственном объединении, авиамоделизмом начал заниматься случайно. В 16 лет в авиамодельный кружок его привел друг детства. Мальчишка начал с постройки планера, и это сразу же увлекло: «Хотя до успехов и побед было еще далеко. Проигрышей, разочарований и поломок было немало», - вспоминает Валентин Ра-фаэлович. Позже он стал заниматься в авиамодельной лаборатории при Харьковском авиационном институте, а затем поступил в институт на отделение «самолетостроение» и больше тридцати лет проработал на Харьковском авиационном заводе инженером-конструктором. Свой талант и знания инженер-конструктор и авиамоделист вот уже 35 лет передает детям. Было много учеников, среди них есть и кандидаты в мастера спорта, и мастера спорта, и чемпионы, и успешные бизнесмены.

«К сожалению, в наше время интерес к авиамодельному спорту значительно снизился. Многие считают его днем вчерашним. Практически он держится на энтузиазме небольшого количества людей, которые и не дают ему умереть, - считает Валентин Рафаэлович. - Практически все соревнования и мероприятия организовываются за счет спортсменов и их спонсоров. За 10 лет независимости государство этот спорт профинансировало лишь дважды: в 1994 г. Министерство спорта помогло нашей команде съездить на Чемпионат мира в Китай и в /997 г. Кабинет Министров помог всему авиационному спорту с поездкой в Турцию на Первые Авиаигры. Авиамоделизм становится элитарным развлечением обеспеченных людей, так как собрать модель самолета - удовольствие не из дешевых. Не всякий родитель отважится выделить довольно крупную сумму для ее постройки. А ведь в этот спорт традиционно влюбляются с детства, в школьные годы, когда простейшая модель, сделанная твоими руками, вдруг начинает летать! Затем постепенно переходят к более сложным моделям: свободнолетающим и кордовым и только после изготавливают радиоуправляемые модели - почти вершина авиамоделизма. Благодаря ДОСААФ, авиамодельным клубам при авиационных предприятиях, Центрам детского научного творчества и Домам пионеров была создана благодатная почва для развития авиамодельного спор-га в СССР. В кружках каждому мальчишке выделялось необходимое количество материалов, горючее, в каждом крупном городе было несколько площадок для запуска моделей. Сейчас финансирование прекратилось, а площадки для запуска авиамоделей давно проданы властями под гаражи и автостоянки. Но и современные мальчишки с удовольствием мастерят своими руками воздушных змеев и самолеты и сами же зарабатывают деньги на необходимые материалы - торгуют моделями собственного изготовления. А запускать модели ездят за город, благодаря помощи бывалых спортсменов.

Правда, сейчас дети не такие усидчивые, как раньше - воспитание другое. А постройка модели требует немало терпения. И если раньше в этот спорт приходили тысячи детей и из них десятки становились знаменитыми спортсменами; теперь приходят сотни и только единицы становятся чемпионами. Чтобы найти детей, которые в будущем будут достойно представлять Национальную сборную, нужно хорошо поискать».

Руководитель ракетомодельного кружка «Сфера» при Центре научно-технического творчества, заслуженный тренер Украины по авиамодельному спорту Александр Липецкий обучает детей авиамоделизму более 25 лет. В детстве Александр Петрович жил в авиационном городке возле аэропорта «Жуляны», где работали родители. Вместе с соседскими мальчишками запускал воздушных змеев и авиамодели. Но после школы поступил не в авиационный, а в педагогический институт - открыл в себе еще один талант и всю жизнь посвятил детям и своему детскому увлечению.

«Да, действительно, авиамодельный спорт из массового спорта, доступного школьникам, превращается в дорогостоящее хобби для небольшого количества людей. Авиамодельные кружки не ставят перед собой цели изготавливать спортивные модели, что связано, прежде всего, с их высокой стоимостью -детский авиамоделизм стал ближе к техническому творчеству. Одновременно появилось много частных авиамодельных клубов, которые занимаются исключительно спортивным авиамоделизмом на довольно высоком уровне. Все чаще этим спортом увлекаются люди, которые могут себе позволить профинансировать свое хобби, - рассказывает Александр Петрович. - Авиамоделизм постепенно становится частью индустрии

развлечения. Это связано, прежде всего, с тем, что авиамоделизм утратил функцию прямой профориентации. Ведь раньше все авиационные заводы и КБ имели свои авиамодельные лаборатории, где воспитывали будущих инженеров и высококвалифицированных рабочих для авиационных предприятий. Отменены льготы для поступления в авиационные вузы для детей, увлеченных авиамоделизмом: абитуриенты, владеющие знаниями по истории авиации, авиамоделизма и имеющие определенную инженерную подготовку (все-таки, чтобы создать модель, нужно многое знать и уметь), поступают на тех же условиях, что и учащиеся, просто разбирающиеся в физике, математике.

И, как следствие, если раньше только в Киеве было около 40 авиамодельных клубов при авиационных предприятиях, сейчас осталось лишь 4, при ДОСААФ авиамодельные клубы были в каждом районе, сейчас остался только один - авиамодельная лаборатория при СТК Соломенского района. В Центре научно-технического творчества раньше авиамоделизмом занимались 300 детей, теперь не больше 120-130. Но я считаю, что это нормальная ситуация. Во всем мире этот вид спорта, прежде всего, хобби. Мы же долгие годы занимались им профессионально, так как до 1990-х гг. ДОСААФ культивировал авиамоделизм в нашей стране как военно-технический вид спорта. Благодаря этому, украинский авиамодельный спорт накопил большой опыт и способы достижения успехов, высокий тренерский и технический потенциал, поэтому мы и побеждаем на соревнованиях. Но все это не характерно для массового спорта».

Ангелина Крок


Евгений Вербицкий -законодатель мод в классе свободнолетающих моделей


Все главные кубки мира: Кубок чемпиона мира, Кубок чемпиона Европы, Кубок мира - в руках Евгения Вербицкого. А на столе - диплом FAI «Лучшему спортсмену года»

Вокруг этого человека всегда толпятся люди; друзья по команде, спортсмены из других стран, его ученики, ученики его учеников. Его участие придает вес любым соревнованиям. Всем хочется побыть рядом с ним, почувствовать мощный энергетический заряд, исходящий от него, - заряд конструкторской мысли, постоянного поиска, уверенности в победе. Посмотреть на его модели: что он еще нового придумал? Когда стартует Евгений Вербицкий, и его модель стремительно набирает высоту, каждый спортсмен, чем бы он ни был занят, обязательно повернет голову и проследит взглядом за полетом. А Вербицкий, как говорят авиамоделисты, «летит» превосходно. Высота, набранная на моторном взлете, хорошая. Переход от взлета к планирующему полету идеален, без кивков и раскачиваний - автоматика на модели отработана как надо. Момент старта выбран без ошибки: нет нисходящего воздушного потока. И результат налицо - очень скоро модель превращается в точку, еле видимую в бинокль.

Сменяются поколения спортсменов, а Евгений Вербицкий уже в течение нескольких десятков лет остается законодателем мод в своем классе свободнолетающих моделей с поршневыми двигателями. Каждый молодой спортсмен мечтает когда-нибудь «облететь» ветерана, пока что не удается, но зато есть у кого учиться и на кого равняться.

Евгений Вербицкий начал заниматься авиамодельным спортом, будучи студентом Харьковского авиационного института - в городе, где прошло его детство, авиационного кружка не было. Начал с моделей чемпионатного класса, ними он занимается и по сей день. Почти сразу же стал членом сборной Союза. И вскоре в составе команды поехал на международные соревнования вместо одного сильнейшего спортсмена сборной, вдвое старше Евгения - что-то у того не заладилось, На результат Вербицкого особо не рассчитывали, а он стал чемпионом Европы и после - бессменным членом сборной команды Советского Союза. Вклад его в командные результаты неоценим: команда СССР с его участием постоянно занимала призовые места. За это время он три раза становился чемпионом Европы и один раз чемпионом мира, а еще 11 раз - чемпионом Советского Союза и неоднократно - чемпионом Украины. Евгений Вербицкий стал заслуженным мастером спорта СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сам Евгений, вспоминая те времена, говорит, что побед за рубежом могло быть больше. Сборную Союза выпускали не всегда, лишь только, если была твердая гарантия, что будет командное призовое место.

В чем же секрет такого спортивного долголетия? Первый раз стал чемпионом Европы в 20 лет, последний (да и последний ли?) - в 60. В отличие от большинства спортсменов, просто копирующих уже известную схему модели. Евгений один из немногих, кто постоянно ищет новое. В авиамодельном спорте постоянно усложняются технические нормы, определяющие полетные возможности модели, увеличивается нагрузка, сокращается регламентированное время работы двигателя (например, время до последующего планирующего полета уменьшилось с 20 секунд до 5), но спортивные результаты не снижаются, скорее наоборот. Спортсмены придумывают что-то новое, чтобы усовершенствовать свои модели. И половина всех изобретений, если не больше, принадлежит Евгению. Он работал с двигателем, аэродинамической схемой, полетной регулировкой модели, новой технологией ее изготовления, новыми материалами, системой тренировок. Именно своим новаторством он и известен всему миру, а уже потом своими спортивными победами. Вот почему на всех соревнованиях все спортсмены вначале бегут посмотреть на новые модели Евгения Вербицкого - что он там еще нового придумал, пока весь мир строил свои модели по его предыдущей схеме. Он с удовольствием демонстрирует свое новое изобретение, все ахают, а он, улыбаясь, отмечает что пока он делал ее, у него появились уже новые задумки на будущее…

За годы независимости, с тех пор как Украина стала членом Международной авиационной федерации, Вербицкий стал еще два раза чемпионом Европы, один раз - чемпионом мира, три раза завоевал Кубок мира, стал серебряным призером I Всемирных Авиаигр,

За свои победы, достигнутые уже в годы независимости Украины, он был удостоен звания «Заслуженный мастер спорта Украины». А Международная авиационная ассоциация наградила его почетным дипломом за наибольший вклад в развитие мирового авиамодельного спорта. Такой награды пока что удостоен только один спортсмен СНГ, украинец Евгений Тимофеевич Вербицкий1

Михаил Захаров


Спортивный воздушный бой в Украине


Станислав Чорный (справа), чемпион мира и Европы по воздушному бою, обладатель Кубка мира, победитель международных соревнований, заслуженный мастер спорта

В конце 1990-х гг. в мире господствовали три школы воздушного боя: российская, английская и голландская. Первая впитала в себя все лучшие традиции советской школы воздушного боя - высочайшую техническую подготовку, плюс громадный налет, вторая характерна «жесткими» формами боя, третья же склонна к зрелищным эффектам и «мягкому» ведению боя в течение всех 4-х минут.

А что же украинские спортсмены? В это время в Украине выросло несколько молодых спортсменов, которые показывали высокие результаты на соревнованиях как в СНГ, так и за рубежом. Среди них выделялись Алексей Железко (Кривой Рог) и Станислав Чорный (Львов). Так, Алексей Железко стал чемпионом мира среди юношей и выиграл ряд международных турниров. Станислав Чорный был призером многих соревнований в России, Германии и Испании. Эти молодые спортсмены легко влились в состав сборной Украины.

К Чемпионату мира в Киеве в 1998 г. перед тренерами стояла сложная задача - выбрать из 10 претендентов трех спортсменов и одного юношу для участия в турнире. При всех издержках отбора выбор был сделан, команда определена. Теперь, по прошествии лет можно сказать, что выбор был правильным, так как результат стал ошеломляющим: 1 -е место - Алексей Железко, 3-е место - Игорь Миленин (Макеевка), 12-е - Денис Михайлов (Луганск), 17-е - Станислав Чорный. По количеству побед

сборная Украины стала первой, впервые в своей истории завоевав переходящий Кубок по воздушному бою. Высочайший результат украинских спортсменов был достигнут благодаря многодневным тренировочным сборам, в которых участвовало 10 сильнейших спортсменов страны. Также положительно сказалось участие в многочисленных турнирах в России, Германии и Испании. Да, это требовало громадных физических и материальных затрат, но результат «окупил» все.

Прошло 2 года, и следующий Чемпионат мира в Ландресе (Франция) вновь продемонстрировал, что отечественные воздушные бойцы сильнейшие в мире: 1 -е место - Станислав Чорный, 2-е место - Игорь Миленин, Денис Михайлов - 13-е, Михаил Савченко (Ялта) - 26-е, Победы в воздушных боях сыпались как из рога изобилия: так, на стартах Кубка мира 2000 г. Станислав Чорный стал победителем, а Игорь Миленин занял 3-е место. Следует отметить, что в том же году спортсменами из Харькова Сергеем Узких и Вадимом Савенко было организовано производство мощных и надежных микродвигателей «Fora», которые стали наиболее совершенными в мире двигателями для моделей воздушного боя. Сергей и Вадим не только соединили в своем изделии лучшие характеристики существовавших микродвигателей, но и внедрили в них все высочайшие достижения Харьковской школы модельного авиамоторостроения.

Чемпионат Европы 2001 г. во Валадолиде (Испания) опять принес победу украинской команде: 1-е место - Станислав Чорный, 2-е -Юрий Безручко, 4-е - Владимир Весич, 9-е - Василий Ювенко (Киевская обл.). Победа была достигнута в сложнейших погодных условиях -жара 40°С и тяжелой борьбе с российскими, белорусскими и испанскими спортсменами.

Вскоре команда Украины в составе Станислава Чорного, Игоря Миле-нина, Владимира Весича и Василия Ювенко будет в очередной раз защищать честь нашей страны на Чемпионате мира, на этот раз в Зебнице (Германии). Каков будет результат, предугадать трудно, ведь спортсмены разных стран много работают, совершенствуя свою технику, тренируются, участвуют в различных турнирах, а главное - хотят выиграть. Пожелаем же успеха нашей команде и будем ждать от нее новых побед.

Игорь Миленин



Создан 17 янв 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Каталог сайтовvseSdelki.info - товары, услуги, объявления, каталоги Украина онлайн
СЧЕТЧИК КЛИКОВ НА САЙТЕ: