ВСЕ О ПИЛОТАЖНЫХ КОРДОВЫХ МОДЕЛЯХ (ALL ABOUT CONTROL LINE AEROBATIC MODELS )










 

Страницы истории авиамоделизма

По материалам журнала АиВ №2 2002



Авиамодельный спорт в Украине


Авиамодельный спорт в нашей стране имеет давние традиции. Первые модели строились энтузиастами еще до 1917 г, но как вид спорта он стал развиваться в следующем десятилетии. Все начиналось с постройки и запуска простейших моделей. В те годы началось накапливание опыта создания моделей и двигателей внутреннего сгорания, развернулись изучение аэродинамики малых скоростей, отработка технологий, формирование костяка преподавательских и инструкторских кадров. Продолжительность, дальность и высота полета - вот основные критерии авиамоделизма того времени.

Украинские спортсмены начали путь к вершинам мастерства в 1926 г., впервые приняв участие во Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в Москве. В предвоенные годы лозунг «От модели - к планеру, с планера - на самолет!» привлек к постройке летающих моделей десятки тысяч юношей и девушек. С занятий авиамоделизмом начали свой путь многие выдающиеся

конструкторы самолетов, авиационных двигателей, создатели космических кораблей,

В начале 1950-х гг. Международная авиационная федерация (ФАИ) установила технические требования к авиационным моделям, а также четкие правила организации и проведения соревнований по авиамодельному спорту.

С 1953 г. авиамодельный спорт входит в Единую спортивную классификацию СССР и становится равноправным видом спортивной деятельности. Это в значительной степени способствовало его развитию и массовости. Главными центрами подготовки спортсменов-авиамоделистов становятся Харьковский авиационный институт и Харьковский авиазавод, ОКБ О.К.Антонова и Киевский авиазавод.

Значок мастера спорта был вожделенной мечтой не одного поколения авиамоделистов.

В шестидесятых годах по инициативе выдающегося организатора авиационного моделизма в Украине Б.Р.Бельмана проводятся первые соревнования между авиационными заводами Харькова и Киева. Эти спортивные встречи переросли в крупнейшие соревнования в Советском Союзе - чемпионаты Министерства авиационной промышленности. Там не только состязались сильнейшие спортсмены страны, но и талантливые конструкторы практически всех авиационных предприятий СССР.

Одновременно на базе Васильковского и Харьковского ВАТУ, Киевского ВВАИУ и в Одесском военном округе создаются команды авиамоделистов, проводятся чемпионаты Вооруженных Сил СССР.

Наши земляки входили в состав сборной СССР, впервые принимавшей участие в чемпионатах мира и Европы. В 1958 г. в Румынии на чемпионате Европы первое место занял Е.Вербицкий, а в 1959 г. во Франции на чемпионате мира львовянин В.Запашный был четвертым в командном зачете. В дальнейшем, в 1970-80 гг., сильнейшими спортсменами мира становились Б.Красноруцкий, В.Онуфриенко, В.Шаповалов, В.Крамаренко, В.Барков, В.Сураев, В.Федосов, В.Чоп, Е.Вербицкий, Н.Наконечный, А.Бабичев и др.

Признанием заслуг украинского авиамодельного спорта стало решение Международной авиационной федерации о проведении в столице Украины чемпионатов мира в 1962, 1982, 1988 гг.

В 1992 г. Украина вступила в ФАИ. В 1993-94 гг. в Киеве успешно прошли чемпионаты мира по авиамодельному спорту среди юношей, в 1994 г. - чемпионат Европы, а в 1998 г, - чемпионат мира. В нашей стране ежегодно проводятся этапы Кубков мира по авиамодельному и ракетомодельному спорту.


Многократный чемпион мира А.Бабичев (в центре) готовит свою модель к запуску. Харьков, 1981 г.


Серебряные призеры чемпионата мира (гоночные модели) Ю.Бондаренко и С.Лернер. Франция, 2000 г.

 

За последнее десятилетие украинские спортсмены на мировых аренах неоднократно показывали высокие результаты в командном и личном зачетах.

Чемпионами мира и Европы, а также победителями Кубка мира становились Е.Вербицкий, А.Андрюков, В.Стамов, О.Кулаков-ский, А.Железко, С.Черный, А.Бабенко.

Центральный авиамодельный клуб ОСОУ и Федерация авиамодельного спорта каждый год проводят чемпионаты и Кубки Украины, а областные федерации - всеук-раинские соревнования по всем классам летающих моделей.

К сожалению, массовость авиамоделизма в Украине в последние годы уменьшилась. Это стало следствием снижения, а зачастую и отсутствия бюджетного финансирования авиамодельных кружков, как в системе Министерства просвещения и науки Украины, так и в ОСОУ. Материально-техническая база авиамоделизма во многих организациях остается невысокой.

И тем не менее, у любителей авиамодельного спорта настроение оптимистическое. Во многих городах страны работают коллективы, производящие авиадвигатели, летающие модели, наборы для постройки моделей.

Руководство ЦК ОСОУ с пониманием смотрит на проблемы авиамодельного спорта. Управления по физкультуре и спорту, в частности, киевское, с вниманием относятся к решению финансовых проблем моделистов. Большую работу в этом направлении проводит Президент Федерации авиационного спорта Украины И.Билас. В 2002 г. впервые в государственном бюджете выделены средства на развитие авиационных видов спорта.

Однако главная надежда - это вы, дорогие читатели, любители авиамоделизма! Только вместе с вами мы сможем сделать так, чтобы авиамодельный спорт стал настоящей гордостью Украины, способствовал повышению ее авторитета на международной арене!

Ждем ваших предложений.

Редакционная коллегия


Участники Кубка Украины по радиоуправляемым моделям в классе F-3C (вертолеты). Аэродром Чайка, 2001 г.


Группа киевских моделистов после показа своих изделий на праздновании 10-й годовщины независимости Украины. Киев, 24 августа 2001 г.


Спортивный воздушный бой в Украине


Украинские моделисты С.Черный и И.Миленин, занявшие 1 и 2 места на чемпионате мира 2000 г. (воздушный бой}

 

Спортивный воздушный бой в Украине получил прописку давно. Еще 30 лет назад неоднократным чемпионом СССР становился Анатолий Дубинецкий. Интересные инженерные решения, примененные украинским спортсменом в своих моделях, а именно узкое крыло, плоский фюзеляж с ДВС в бок и удачная система питания позволили ему быть лучшим воздушным бойцом в 1967-69 гг.

В конце 1970-х гг. на всесоюзной арене лидирующие позиции занимали спортсмены из Крыма - Бережной (Симферополь), Небувайло (Севастополь). Матре-нин (Ялта). Этот период развития воздушного боя в СССР характерен проведением стартов с травяных газонов, а также переходом от традиционной аэродинамической схемы авиамоделей к схеме «летающее крыло». При этом скорости уменьшились, однако резко улучшилась маневренность моделей. Валерий Небувайло в те годы применил дизельные двигатели на летающем крыле большой площади. Заимствованное у европейских спортсменов решение дало в нашей стране больший эффект, т.к. было подкреплено хорошей подготовкой спортсмена и украинской агрессивностью ведения боя. В 1977 г. Небувайло выиграл первый международный турнир по авиамодельному воздушному бою в Севастополе. Следует отметить, что украинские спортсмены в те годы стали первыми в Союзе постоянно практиковать ведение маневренного воздушного боя с многократными изменениями направления полета и нестандартными тактическими решениями. Такой бой был эффективен и зрелищен, а спортсмену позволял широко раскрыть свои психологические и физические возможности.

1980-90-е гг. стали триумфальными для советской школы воздушного боя. Высочайшая конкуренция на чемпионатах и кубках СССР позволила собрать команду, не имевшую себе равных в Европе и мире. Эти годы в Советском Союзе характерны лидерством спортсменов свердловской и ленинградской школ, однако следует отметить, что украинские воздушные бойцы не были для них «мальчиками для битья». Яркое этому доказательство - победы в чемпионатах СССР 1979 г. экипажа Грезин-Шаталов и 1986 г. экипажа Весич-Лихтер. Днепропетровец Владимир Весич - представитель нового поколения воздушных бойцов Украины. Поединок в воздухе для него - соперничество технических характеристик моделей и качеств спортсменов, причем не только физических, но и морально-психологиче-ских. За годы своей спортивной карьеры Владимир много общался с Анатолием Ду-бинецким, использовал его советы и указания. На лицо - преемственность

поколений украинских воздушных бойцов. В настоящее время Весич продолжает активную спортивную деятельность как на внутренней, так и международной аренах. В 1992 г, Украина впервые представила на чемпионате мира в Чехословакии самостоятельную команду. Ей сразу сопутствовал большой успех - донецкий спортсмен Дмитрий Дашковский вошел в шестерку сильнейших спортсменов планеты. Затем Игорь Доренко из Черновцов занял в 1993 г. 4-е место на чемпионате Европы в Венгрии, а в 1994 г. на чемпионате мира в далеком Китае блеснул мастерством Юрий Безручко из Черниговской области, и только случайность не позволила ему тогда попасть в призеры.

Продолжение следует

Игорь Миленин, серебряный призер чемпионата мира 2000 г.


Старт модели воздушного боя


Ракетомодельный спорт

 

Начинается новый спортивный сезон. К сожалению, приходится констатировать, что интерес к данному виду моделирования сужается. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.

Из самого доступного вида авиамоделирования он перешел в разряд особо элитных по причине высокой стоимости МРД и других составляющих компонентов. Но даже при высокой цене одноразовых двигателей доступ к ним весьма ограничен. Все это негативно сказалось на развитии ракетомодельного спорта. Постепенно, из-за отсутствия бюджетного финансирования, уменьшилось количество соревнований. В течение двух лет не проводился чемпионат Украины по ракетомодельному спорту, сборная команда не принимает участия в чемпионатах мира и Европы.

В 2001 г. федерация ракетного моделирования вошла в состав Федерации авиамодельного спорта Украины и теперь совместно принимает усилия для преодоления кризиса. В текущем году будет проведен чемпионат Украины в г. Шостка Сумской области, пройдут два этапа Кубка мира, состоится первенство школьников по ракетомоделизму. При наличии финансирования возможно участие в чемпионате мира, который пройдет в октябре в Чехии.

Всем, кто готовится к новому спортивному сезону, напоминаем об изменениях в кодексе ФАИ, вступивших в силу с 2001 г. Так, модельные двигатели делятся на классы: А/2-1.25Нс, А-2.5Нс, В-б.ОНс, С-Ю.ОНс, D-20.0Hc, E-40.0Hc,F-80.0Hc.

Чемпионатные категории и классы моделей для взрослых: S1B. S3B, S4B. S5C, S6B, S7. S8E/R S9B Чемпионатные категории и классы моделей для юниоров: S1A, S3A, S4A, S5B. S6A, S7, S8D, S9A.

В 2002 г. категории и классы моделей S3A и S3B в чемпионатах мира и Украины не участвуют.


Для получения полной информации по новым правилам, модельным двигателям и условиям участия в чемпионатах Украины и мира по ракетомодельному спорту необходимо обращаться по адресу:

Киев, 02166, а/я 204. Липецкому А.П. Тел.(044) 412-06-82.

Александр Липецкий


Авиамодельный спортивный клуб «Мастер»


И.Зотин с пилотажной моделью

 

Авиамодельный спортивный клуб «Мастер» существует с декабря 2000 г. как общественная неприбыльная организация. Клуб имеет свой устав и зарегистрирован в Соломенском районном управлении юстиции г. Киева.

Инициатор создания клуба и его президент - мастер спорта по авиамоделизму, неоднократный призер чемпионатов и Кубков Украины в классе радиоуправляемых авиамоделей, начальник одного из спортивно-технических клубов ОСОУ. заместитель председателя Соломенской районной организации ОСОУ Игорь Зотин.

Авиамодельный спортивный клуб «Мастер» тесно сотрудничает с Киевской федерацией авиамодельного спорта, спортсменами-авиамоделистами Крыма, Днепропетровска, Запорожья, Харькова, Черкасс, Чернигова и других городов Украины, с авиамоделистами белорусских городов Бреста и Гомеля. В этом году круг партнеров -Мастера» должны расшириться еще больше, в частности, в него должны войти авиамоделисты Молдовы, Польши и Чехии.

Среди членов клуба «Мастер» немало известных спортсменов-авиамоделистов. В том числе, чемпион Украины, призер ряда международных соревнований мастер спорта Валерий Макаров, чемпион Украины мастер спорта Алексей Надашкевич, активно включившийся в занятия авиамодельным спортом чемпион Украины по планеризму мастер спорта Дмитрий Боровик. Есть среди членов клуба и начинающие спортсмены-авиамоделисты, как юноши, так и уже состоявшиеся мужчины, одним из которых является известный бизнесмен президент авиакомпании »Аэростар» Шохраддин Аскеров.

За год с небольшим своего существования клуб провел три открытых первенства района в классах авиамоделей Р-2Д (воздушный бой), F-5B (планеры-электролеты) и F-2B (кордовые пилотажные модели) и соревнования в классе радиоуправляемых моделей «Кубок мастеров 2001», в которых приняли участие 52 спортсмена из 8 городов Украины и двух - Беларуси.

Кроме того, члены клуба участвовали в соревнованиях на Кубок «Вильга», организованных Харьковской городской организацией авиамодельного спорта, и завоевали одно первое место, одно второе и два третьих.

В 2002 г. по инициативе Киевской федерации авиамодельного спорта на базе клуба «Мастер» 17-19 мая будет проведен чемпионат Киева в классе радиоуправляемых моделей, в июне состоятся соревнования «Кубок мастеров - 2002» с участием спортсменов-авиамоделистов ближнего зарубежья, а также их коллег из Польши и Чехии. В сентябре ведущие спортсмены клуба примут участие в соревнованиях, проводимых министерством авиапромышленности России, а члены клуба мастера спорта Игорь Зотин и Валерий Макаров отправятся на первенство Европы в Испанию.

«Мастер» - неизменный участник всех спортивных мероприятий в городе и районе. Работы авиамоделистов клуба демонстрировались на Крещатике, на площадке у памятника, посвященного 300-летию воссоединения Украины и России, на авиа-ционно-спортивном комплексе «Чайка». Клуб пользуется поддержкой райгосадминистрации и тесно сотрудничает с районным отделом физкультуры и спорта. В конце ноября 2001 г. клуб принял активное участие в подготовке и проведении районной спартакиады допризывников «Мастер».

Клуб имеет мастерскую, оснащенную необходимым оборудованием и инструментами для изготовления и ремонта авиамоделей. «Мастер» может научить ребят изготавливать, ремонтировать и пилотировать авиамодели различных классов.

Каждое воскресенье «Мастер» демонстрирует свои модели на спортивном комплексе на Оболони.

Игорь Зотин


Перед стартом. Кубок Украины, Коктебель, сентябрь 2001 г.



Создан 17 янв 2011



  Комментарии       
Всего 3, последний 4 мес назад
elenasyper 29 фев 2012 ответить
Почему ничего не пишут о том что 6 августа 1952 года одессит И .О. Кулаковский установил абсолютный мировой рекорд по продолжительности полета малого самолета ,,1-В-1.а,,который по сегодняшний день на протяжении 60 лет остается не досягаемый??
user 05 июн 2017 ответить
А теперь - только фекальные шествия неонацистов да марши вышиванок...
   
F2b 05 июн 2017 ответить
Люди еще дадут объективную оценку настоящим событиям в Украине.
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
Каталог сайтовvseSdelki.info - товары, услуги, объявления, каталоги Украина онлайн
СЧЕТЧИК КЛИКОВ НА САЙТЕ: