ВСЕ О ПИЛОТАЖНЫХ КОРДОВЫХ МОДЕЛЯХ (ALL ABOUT CONTROL LINE AEROBATIC MODELS )










Истребитель Мессершмитт BF-109




 


Bf.109E-3 
Bf.109E-3 из 1./JG77 
Bf.109F-4 
Bf.109F-4 командира 9./JG52 Г.Графа 
Bf.109G-2 
Bf.109G-2 болгарского лётчика Д.Списаревского

 

В начале 1934 года Люфтваффе выпустили техническое задание на разработку истребителя, который должен был заменить Хейнкель He.51.

Заказ на опытные образцы получили фирмы "Арадо", "Фокке-Вульф" и "Хейнкель". Фирме "Мессершмитт Флюгцойгбау" в заказе было отказано и В.Мессершмитт приступил к разработке истребителя в инициативном порядке. Летом 1934 г. началось проектирование истребителя Bf 109, который предназначался для замены устаревших самолетов «Arado» Ar 68 и «Heinkel» He 51.

При проектировании был учтён опыт разработки спортивного самолёта Bf.108. В качестве силовой установки было решено использовать перспективные V-образные двигатели жидкостного охлаждения фирм "Даймлер-Бенц" или "Юнкерс". Первый прототип Bf.109V1 был построен в Аугсбурге весной 1935 года. 28 мая он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель Г.Кнеч). Летом 1935 года в испытательном центре в Рехлине состоялись сравнительные испытания истребителей Ar.80V1, FW.159V1, He.112V1 и Bf.109V1, после которых дальнейшее соревнование продолжилось между самолётами Хейкеля и Мессершмитта.В феврале-марте 1936 года в Травемюнде состоялись новые сравнительные испытания - между He.112V2 и Bf.109V2.

 По итогам конкурса RLM объявило победителем самолет фирмы BFW. Последний оказался победителем и фирма "Байерише Флюгцойгверке" получила заказ на изготовление 10 самолётов. В августе 1936 года во время XI Олимпийских игр в Берлине Bf.109 был впервые показан публике.

Четвертый опытный образец, получивший обозначение Bf 109В-01, в конце 1936 г. был отправлен в Испанию, а в январе следующего года к нему присоединились еще две опытные машины.

    Серийное производство началось в феврале 1937 года на новом заводе фирмы в Аугсбурге. Первые серийные машины Bf 109В-1 «Bruno» («Бруно») сошли со сборочной линии в феврале 1937 г., ими оснащалась истребительная эскадра JG 132. Весной 1938 г. началось производство машин версии Bf 109С «Cesar» («Цезарь») с двигателем Jumo 210Ga и вооружением из четырех пулеметов MG 17.Первые серийные самолёты поступили на вооружение легиона "Кондор".

 В сентябре 1939 г. в захвате Польши участвовали истребители Bf 109D-1 «Dora» («Дора») из состава I/ZG 2. В условиях слабого противодействия со стороны польских истребителей они использовались для штурмовок наземных целей. До конца 1939 г. почти все ранние модели истребителя были заменены машинами Bf 109Е «Emil» («Эмиль»), a Bf 109D перевели в систему ПВО северной части Германии, где они использовались до середины 1940 г., после чего их сняли с вооружения.

 В истребительных частях, участвовавших во вторжении в СССР, находилось 440 истребителей Bf 109F «Friedrich» («Фридрих»). Поставки серийных самолетов Bf 109G «Gustaw» («Густав») с двигателем DB 605 начались весной 1942 г., на них первыми перевооружились I/JG 2 и III/JG 26. В конце лета 1942 г. в люфтваффе было около 900 истребителей Bf 109 серий G и F.

В 1943 г. началась разработка высотного истребителя Bf 109Н, который имел фюзеляж от Bf 109F с крылом увеличенного размаха и оснащался высотным двигателем DB-601. Несколько машин Bf 109Н-1 в начале 1944 г. проходили войсковые испытания во Франции. Однако вскоре дальнейшие работы по Bf Ю9Н были прекращены, так как в качестве высотного истребителя RLM приняло самолет Ta 152Н. Вариант Bf 109Т-2 «Teodor» («Теодор») представлял собой истребитель-бомбардировщик с двигателем DB 601N или DB 601А и бомбовой нагрузкой 250 кг. В рамках программы стандартизации в 1944 г. был создан новый вариант истребителя Bf 109К «Karl» («Карл»), который включал все удачные доработки предыдущих вариантов. Из выпущенных в 1944 г. 14 000 истребителей Bf 109 на долю новой модели Bf 109К пришлось 754 экземпляра. За последние месяцы войны в 1945 г. в люфтваффе поставили еще 2970 истребителей Bf 109, из которых более половины были серии G, а остальные серии К.

В 1942 г. началась разработка тяжелого истребителя и истребителя-бомбардировщика под обозначением Bf 109Z «Zwilling» («Близнецы»). Опытный образец машины имел два фюзеляжа от самолета Bf 109F, которые соединялись с помощью центральной прямоугольной секции крыла и стабилизатора, размах крыла составлял 13,27 м. Серийный же вариант разрабатывался на основе фюзеляжей Bf 109G с использованием двигателей DB 605А или Jumo 213Е. Вооружение должно было состоять из четырех пушек МК 108, самолет мог нести 500-кг бомбу под центральной секцией крыла и по одной 250 кг бомбе под каждым фюзеляжем. Летчик располагался в кабине левого фюзеляжа, кабина правого фюзеляжа закрывалась обтекателем, а на ее месте устанавливался дополнительный топливный бак. Опытный образец, подготовленный для летных испытаний, был уничтожен в 1943 г. во время налета союзнической авиации. В 1944 г. все работы по Bf 109Z были прекращены.

Bf.109 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан. Крыло однолонжеронное, трапециевидное в плане. Механизация крыла состояла из закрылков, автоматических предкрылков и интерцепторов. Фюзеляж типа полумонокок с работающей обшивкой. Шасси трёхопорное, убирающееся, с хвостовым колесом. Кабина пилота закрыта фонарём, открывавшимся вправо. За фонарём находился развитый гаргрот. Силовая установка состояла из поршневого V-образного (перевёрнутое V) 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения. Состав вооружения менялся в зависимости от модификации.

Существовали следующие модификации:

  • Bf.109V1 - первый прототип. Отличался двигателем "Кестрел" V мощностью 695 л.с., двухлопастным деревянным винтом постоянного шага. Первый полёт 28 мая 1935 года.
  • Bf.109V2 - второй прототип. Отличался двигателем Jumo.210A, усиленными стойками шасси. Первый полёт в октябре 1935 года.
  • Bf.109V3 - третий прототип. Отличался наличием 2 7,92-мм пулемётов MG-17.
  • Bf.109V4 (Bf.109B-01) - прототип с 3 пулемётами MG-17. Отличался двигателем Jumo.210Da мощностью 720 л.с. Первый полёт в ноябре 1936 года.
  • Bf.109V5, V6 - прототипы Bf.109B. Отличались улучшенной системой подвода воздуха для пулемётов, усиленным лобовым стеклом, двухлопастным металлическим винтом изменяемого шага VDM.
  • Bf.109V7 - прототип Bf.109B-2. Отличался двигателем Jumo.210G мощностью 700 л.с. с непосредственным впрыском топлива. Первый полёт в марте 1937 года.
  • Bf.109V8 - прототип Bf.109C. Отличался двигателем Jumo.210Ga, 2 дополнительными пулемётами MG-17 в крыле.
  • Bf.109V9 - с 2 пушками MG-FF в крыле.
  • Bf.109V10 - прототип с двигателем DB.600A.
  • Bf.109V11, V12 - прототипы Bf.109D.
  • Bf.109V13 - прототип с двигателем DB-601. 11 июля 1938 года установлен рекорд скорости для сухопутных самолётов - 610,5 км/ч.
  • Bf.109V14 - прототип Bf.109E. Отличался двигателем DB.601A-1 мощностью 1050 л.с. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 в фюзеляже и 2 20-мм пушек MG-FF в крыле.
  • Bf.109V15 - прототип Bf.109E с 4 пулемётами.
  • Bf.109V17 - прототип Bf.109E-3. Отличался двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с.
  • Bf.109V21 - прототип Bf.109F с двигателем DB.601Aa. Позже двигатель заменён на Прэтт-Уитни "Твин Уосп".
  • Bf.109V22 - прототип Bf.109F с двигателем DB.601E.
  • Bf.109V23 - прототип Bf.109F с полуэллиптическими законцовками крыла.
  • Bf.109V31 - с шасси, убирающемся в сторону фюзеляжа. Отличался более тонким крылом.
  • Bf.109V49 - прототип Bf.109H для статических испытаний. Отличался крылом увеличенного размаха и увеличенным килем. Переоборудован из G-5 весной 1943 года.
  • Bf.109V50 - прототип Bf.109H. Отличался двигателем DB.628A с двухступенчатым нагнетателем и промежуточным охладителем. Переоборудован из G-3 весной 1943 года. Первый полёт 18 мая 1943 года.
  • Bf.109V54 - прототип Bf.109H. Первый полёт в июле 1943 года.
  • Bf.109B - первый серийный вариант. Отличался двигателем Jumo.210Da.
    • Bf.109B-0 - предсерийный. В 1936 году изготовлено 10 самолётов.
    • Bf.109B-1 - серийный. Отличался двухлопастным деревянным винтом изменяемого шага. Вооружение состояло из 2-3 пулемётов MG-17. Весной 1937 года на заводе в Аугсбурге изготовлено около 30 самолётов. Поставлялся в Испанию.
    • Bf.109B-2 - с металлическим двухлопастным винтом VDM. Самолёты последних серий оснащались двигателем Jumo.210Ga. Выпускался летом-осенью 1937 года в Аугсбурге и на заводе "Физелер" в Касселе. Поставлялся в Испанию.
  • Bf.109C - с 2 дополнительными пулемётакми в крыле. Отличался двигателем Jumo.210Ga, увеличенным туннельным радиатором, новыми выхлопными патрубками.
    • Bf.109C-1 - серийный вариант. Отличался радиостанцией FuG-7R/T. Выпускался с весны 1938 года.
    • Bf.109C-2 - опытный с пулемётом MG-17, стрелявшим через втулку винта.
    • Bf.109C-3 - опытный с 2 крыльевыми пушками MG-FF.
    • Bf.109C-4 - опытный с мотор-пушкой MG-FF.
  • Bf.109D - с усиленным крылом. Оснащался двигателем Jumo.210Da с изменёнными выхлопными патрубками.
    • Bf.109D-0 - предсерийный.
    • Bf.109D-1 - серийный. Выпущен малой серией весной 1938 года. Поставлялся в Испанию, Венгрию и Швейцарию.
    • Bf.109D-2, D-3 - опытные с усиленным вооружением.
  • Bf.109E - с двигателем DB.601A. Выпускался на заводах "Мессершмитт" в Регенсбурге, "Эрла Машиненверке" в Лейпциге и "Физелер" в Касселе. Изготовлено более 4000 самолётов.
    • Bf.109E-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601A-1. Вооружение состояло из 4 пулемётов MG-17. В конце 1938 года изготовлено 10 самолётов.
    • Bf.109E-1 - серийный. Отличался уменьшеным маслорадиатором, размещением гликолевых радиаторов системы охлаждения. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17 и 2 пушек MG-FF. В 1939 году изготовлено 1540 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Словакию, Швейцарию, Югославию.
    • Bf.109E-1/B - истребитель-бомбардировщик. Отличался бомбодержателями для 4 50-кг бомб. Выпущен в 1939 году малой серией. Переоборудовано часть ранее выпущенных E-1.
    • Bf.109E-2 - с мотор-пушкой. Осенью 1939 года изготовлено 25 самолётов.
    • Bf.109E-3 - с двигателем DB.601Aa мощностью 1175 л.с. Вооружение состояло из 3 пушек (в стою мотор-пушка снималась). Выпускался с осени 1939 года. Изготовлено 1868 самолётов. Поставлялся в Швейцарию.
    • Bf.109E-3/Trop - тропический. Отличался дополнительными фильтрами.
    • Bf.109E-4 - c дополнительным бронированием кабины пилота. Отличался конструкцией фонаря кабины, увеличенным боезапасом, бомбодержателями под крылом. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-FF. Выпускался летом-осенью 1940 года. Поставлялся в Румынию и Японию.
    • Bf.109E-4/B - истребитель-бомбардировщик. Бомбовая нагрузка увеличена до 250 кг.
    • Bf.109E-4/N - с двигателем DB.601N мощностью 1200 л.с.
    • Bf.109E-4/Trop - тропический.
    • Bf.109E-5 - разведчик на базк E-4. Отличался наличием фотокамеры Rb21/18. Вооружение состояло из 2 пулемётов MG-17. Выпускался с лета 1940 года.
    • Bf.109E-5/Trop - тропический.
    • Bf.109E-6 - разведчик на базе E-4/N.
    • Bf.109E-7 - с увеличенной дальность полёта. Отличался ПТБ на 300 л. под фюзеляжем. Отличался двигателем DB.601N. Поставлялся в Хорватию.
    • Bf.109E-7/U2 - с дополнительной броневой защитой.
    • Bf.109E-7/Z - с системой впрыска закиси азота GM-1.
    • Bf.109E-8 - вариант E-1 с ПТБ под фюзеляжем. Выпускался с осени 1940 года.
    • Bf.109E-9 - разведчик на базе E-7. Отличался 2 фотокамерами Rb32/17 и 1 фотокамерой Rb50/30. Часть самолётов оснащалась двигателем DB.601E мощностью 1350 л.с. Выпускался с осени 1940 года.
  • Bf.109F - с улучшенной аэродинамикой. Отличался двигателем DB.601E, увеличенным коком винта, закруглёнными законцовками крыла, отсутствием подкоса стабилизатора. Вооружение состояло из мотор-пушки MG-150/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17. В 1940-1941 годах изготовлено более 2000 самолётов.
    • Bf.109F-0 - предсерийный. Осенью 1940 года изготовлено 10 самолётов.
    • Bf.109F-1 - первый серийный вариант. Отличался двигателем DB.601N, мотор-пушкой MG-FF/M. Выпускался в 1940 году.
    • Bf.109F-2 - с пушкой MG-151/15. Оснащался двигателем DB.601N. Выпускался в 1942 году.
    • Bf.109F-2/B - истребитель-бомбардировщик. Отличался подфюзеляжным бомбодержателем для 250-кг бомбы.
    • Bf.109F-2/N - с системой впрыска GM-1 (проект).
    • Bf.109F-2/Trop - тропический. Отличался дополнительными фильтрами.
    • Bf.109F-2/U1 - с крупнокалиберными пулемётами MG-131.
    • Bf.109F-3 - серийный с двигателем DB.601E. Отличался пушкой MG-FF/M. В конце 1940 года изготовлено 15 самолётов.
    • Bf.109F-4 - с пушкой MG-151/20. С декабря 1940 по декабрь 1941 года изготовлен 1841 самолёт. Поставлялся в Венгрию, Испанию и Италию.
    • Bf.104F-4/B - истребитель-бомбардировщик. Выпускался с начала 1942 года.
    • Bf.104F-4/R1 - с 2 дополнительными пушками MG-151/15 в гондолах под крылом. Фирмой "Виенер-Нейштадтер" изготовлено 200 самолётов.
    • Bf.104F-4/R2, R4, R8 - опытные разведчики.
    • Bf.109F-4/R3 - серийный разведчик. Изготовлено 36 самолётов.
    • Bf.109F-4/R6 - с подфюзеляжным держателем для 1 250-кг, 4 50-кг бомб или 300-л ПТБ.
    • Bf.109F-4/Trop - тропический.
    • Bf.109F-4/Z - с системой впрыска GM-1. Отличался увеличенным маслорадиатором, подфюзеляжным бомбодержателем.
    • Bf.109F-5, F-6 - опытные разведчики. Изготовлены в 1941 году.
  • Bf.109G - с двигателем DB.605 мощностью 1475 л.с. Отличался наличием гермокабины, усиленным шасси, увеличенным маслорадиатором. Изготовлено более 20000 самолётов.
    • Bf.109G-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601E. Осенью 1941 года изготовлено 10 самолётов.
    • Bf.109G-1 - серийный. Отличался двигателем DB.605A-1, формой капота, новым маслорадиатором. Выпускался с марта 1942 года. Изготовлено 167 самолётов.
    • Bf.109G-1/R2 - высотный перехватчик. Отличался облегчённой конструкцией. В 1942 году изготовлено 80 самолётов.
    • Bf.109G-1/R3 - с подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
    • Bf.109G-1/U1 - с реверсивным воздушным винтом Me.P6.
    • Bf.109G-1/U2 - с системой впрыска GM-1.
    • Bf.109G-2 - без гермокабины. С марта до осени 1942 года изготовлено 1587 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Венгрию, Испанию, Румынию, Финляндию, Хорватию.
    • Bf.109G-2/R1 (FiSk.199) - дальний истребитель-бомбардировщик. Отличался подфюзеляжным бомбодержателем для 500-кг бомбы, дополнительной сбрасываемой стойкой шасси. Разработан фирмой "Физелер". Изготовлен на заводе фирмы "Шкода" в Праге.
    • Bf.109G-2/R2 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb50/30.
    • Bf.109G-2/R3 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
    • Bf.109G-2/U3 - разведчик. Отличался системой впрыска водно-метаноловой смеси MW-50, фотокамерой в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлено 80 самолётов.
    • Bf.109G-3 - высотный вариант G-4. Отличался гермокабиной по типу G-1. В январе 1943 года зготовлено 50 самолётов.
    • Bf.109G-4 - с радиостанцией FuG-16z. Выпускался с осени 1942 года.
    • Bf.109G-4/R3 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb75/30, подфюзеляжным ПТБ на 300 л.
    • Bf.109G-4/R4 - разведчик. Отличался фотокамерой Rb50/30.
    • Bf.109G-5 - с двигателем DB.605 с системой GM-1. Осенью 1943 года изготовлено 475 самолётов.
    • Bf.109G-5/AS - с двигателем DB.605AS с нагнетателем от DB.603.
    • Bf.109G-5/U2 - с деревянными хвостовой частью фюзеляжа и оперением.
    • Bf.109G-6 - с крупнокалиберными пулемётами MG-131. Отличался негерметичной кабиной. Выпускался с ноября 1942 года. Изготовлено 12200 самолётов. Поставлялся в Болгарию, Италию, Румынию, Словакию, Финляндию, Швейцарию.
    • Bf.109G-6/AS - с двигателем DB.605AS мощностью 2000 л.с. Отличался конструкцией фонаря, более высоким килем. Изготовлено 686 самолётов.
    • Bf.109G-6/N - ночной. Отличался 2 подкрыльевыми пушками MG-151/20, пламегасителями, ответчиком FuG-25a, пеленгатором радиолокационного излучения FuG-350 "Наксос-Z".
    • Bf.109G-6/R4 - с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
    • Bf.109G-6/R6 - с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
    • Bf.109G-6/U2 - с деревянной хвостовой частью фюзеляжа.
    • Bf.109G-6/U3 - с системой впрыска MW-50.
    • Bf.109G-6/U4 - с 30-мм мотор-пушкой MK.108.
    • Bf.109G-6/U5 - с мотор-пушкой MK.108 и 2 пушками MK.108 в подкрыльевых гондолах (проект).
    • Bf.109G-6/U6 - с мотор-пушкой MK.103.
    • Bf.109G-6Y - ночной для командиров звеньев. Отличался радиостанцией FuG-16zy.
    • Bf.109G-7 - доработанный (проект). Разработан в начале 1943 года.
    • Bf.109G-8 - разведчик на базе G-6. Отличался двигателем DB.605A-1 (DB.605AS), фотокамерой Rb12,5/7 (Rb32/7). Часть самолётов оснащалос фотокамерой "Робот II". Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 (MG-151). С августа 1943 по январь 1945 года изготовлено более 900 самолётов. Насколько самолётов поставлено в Румынию и Финляндию.
    • Bf.109G-10 - переходный к Bf.109K. Отличался двигателе DB.605D мощностью 1850 л.с. С октября 1944 до мая 1945 года переоборудовано около 2600 ранее выпущенных самолётов G-6 и G-14. Поставлялся в Италию, Хорватию.
    • Bf.109G-10/R2 - разведчик. Отличался двигателем DB.605DB, фотокамерой, отсутствием пулемётов.
    • Bf.109G-10/R3 - с подфюзеляжным ПТБ.
    • Bf.109G-10/R5 - с 2 подкрыльевими пушками MG-151/20.
    • Bf.109G-10/R6 - ночной перехватчик. Отличался автопилотом PKS-12 и фотопулемётом BSK-16.
    • Bf.109G-10/R7 - с пусковыми установками ракет VG-21 под крылом.
    • Bf.109G-10/U4 - с мотор-пушкой MK.108.
    • Bf.109G-12 - учебный. Отличался двухместной негерметичной кабиной с двойным управлением. В 1944 году переобрудовано 500 ранее выпущенных G-2, G-3, G-4, G-6.
    • Bf.109G-14 - доработанный. Отличался двигателем DB.605AM с системой впрыска MW-50. Самолёты поздних серий имели деревянную хвостовую часть фюзеляжа и колёса шасси большего размера. Выпускался с июля 1944 года. Поставлялся в Венгрию.
    • Bf.109G-14/AS - с двигателем DB.605AS.
    • Bf.109G-14y, G-14/ASy - с радиостанцией FuG-16zy.
    • Bf.109G-14/R6 - с 2 подкрыльевыми пушками MG-151.
    • Bf.109G-14/U4 - с мотор-пушкой MK.108.
    • Bf.109G-16 - доработанный.
  • Bf.109H - высотный. Отличался увеличенным килем, крылом увеличенного до 11,92 м размаха, увеличенной колеёй шасси, стабилизатором с подкосами.
    • Bf.109H-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601E-1 с системой впрыска GM-1. Летом 1943 года переоборудовано несколько F-4.
    • Bf.109H-1 - опытный для войсковых испытаний. Отличался двигателем DB.605A с системой впрыска GM-1, гермокабиной, наличием фотокамеры. Вооружение состояло из мотор-пушки MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-17.
  • Bf.109J (HA-1109-J.1L, HA-1109K.1L, C.4J) - испанский вариант Bf.109G-2. Отличался двигателем HS-12Z-17 (на прототипе Испано-Сюиза 12Z-89) мощностью 1300 л.с., воздушным винтом V71L1, формой капота, системой охлаждения и маслосистемой. Вооружение состояло из 2 крыльевых 20-мм пушек HS-404/408 и 8 НУРС "Эрликон". Первый полёт 2 марта 1945 года. В 1945-1951 годах фирмой "Испано Авиасьон" изготовлено 150 самолётов.
  • Bf.109K - с двигателем DB.605DM с системами GM-1 и MW-50. Отличался конструкцией фонаря кабины, деревянным килем, убирающимся хвостовым колесом на удлинённой стойке. Вооружение состояло из мотор-пушки MK.108 и 2 пулемётов MG-131.
    • Bf.109K-0 - предсерийный. Отличался формой капота, полностью закрывающимися створками нишами шасси, 2 неподвижными отгибными триммерами на руле направления.
    • Bf.109K-4 - первый серийный вариант. Выпускался с октября 1944 года. Изготовлено около 1200 самолётов.
    • Bf.109K-4/R2 - разведчик.
    • Bf.109K-4/R3 - с подфюзеляжным ПТБ.
    • Bf.109K-4/R5 - разведчик.
    • Bf.109K-6 - опытный с 2 подкрыльевыми пушками MK.108.
    • Bf.109K-8 - разведчик.
    • Bf.109K-10 - с мотор-пушкой MK.103 (проект).
  • Bf.109L - опытный с двигателем Jumo-213E-1. Изготовлен в апреле 1944 года.
  • Bf.109S - учебный (проект). Отличался двухместной кабиной с двойным управлением. Разработан в 1940 году.
  • Bf.109T - палубный истребитель-бомбардировщик. Отличался складывающимся крылом увеличенного размаха и посадочным гаком. Вооружение состояло из 2 крыльевых пушек MG-151/20 и 2 синхронных пулемётов MG-34.
    • Bf.109T-0 - предсерийный. Отличался двигателем DB.601A-1. Переоборудовано 10 самолётов Bf.109E-1.
    • Bf.109T-1 - серийный. Отличался двигателем DB.601N. В 1939-1940 годах фирмой "Физелер" изготовлено 60 самолётов.
    • Bf.109T-2 - с демонтированным авианосным оборудованием. Весной 1941 года переобрудованы ранее выпущенные T-1.
  • Bf.109TL - с турбореактивным двигателем (проект). Разработан в начале 1943 года.
  • Bf.109X - летающая лаборатория для испытаний двигателя BMW-801. Отличался крылом уменьшенного до 9,33 м размаха с законцовками по типу Bf.109E. Переобрудован 1 Bf.109F. Первый полёт в сентябре 1940 года.
  • C.10 (S-99) - чехословацкий вариант Bf.109G-14. В 1945-1947 годах изготовлено 20 самолётов.
  • C.110 (CS-99) - чехословацкий вариант Bf.109G-12. Отличался двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.
  • C.210 (S-199) - с двигателем Jumo.221F мощностью 1370 л.с. Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов MG-131 и 2 подкрыльевых пушек MG-151/20. Мог нести 250-кг бомбу под фюзеляжем и НИРС WG-21 под крылом. Выпускался с 1949 года на заводах "Авиа" и "Летов". Изготовлен 551 самолёт. Поставлялся в Израиль.
  • C.210C (CS-199) - учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением. Изготовлено несколько самолётов.
  • HA-1109M.1L - опытный с двигателем "Мерлин". Вооружение отсутствовало. В 1953-1954 годах фирмой "Испано Авиасьон" изготовлено 2 самолёта.
  • HA-1110K.1L - учебный вариант HA-1109K.1L. Отличался двухместной кабиной, пониженным гаргротом, отсутствием вооружения. Осенью 1953 года изготовлено 2 самолёта..
  • HA-1112M.1L "Бучон" (C.4K) - истребитель-бомбардировщик. Отличался двигателем "Мерлин". В 1954-1955 годах изготовлено 169 самолётов.
  • HA-1112M.4L - учебный вариант HA-1112M.1L. Отличался двухместной кабиной. Изготовлено 2 самолёта.

Серийное производство в Германии осуществлялось на заводах фирм "Мессершмитт А.Г.", "Эрла машиненверк", "Виенер-Нейштадтер флюгцойверке", "Физелер", "Арао", AGO до конца войны. Кроме того, Bf.109 выпускался по лицензии в Австрии, Венгрии, Испании, Румынии, Чехословакии. Дольше всего производство продолжалось в Испании - до 1954 года. Всего изготовлено 30573 самолёта. По массовости Bf.109 занимает второе место после советского Ил-2 и первое место среди истребителей. Кроме люфтваффе стоял на вооружении ВВС Болгарии (до 1946 года), Венгрии, Израиля, Испании (до ноября 1965 года), Италии, Словакии, Финляндии (до 1954 года), Хорватии, Швейцарии (до 1949 года), Югославии. Несколько самолётов для испытаний приобрели СССР и Япония.

Впервые применён в Испании в декабре 1936 года. К сентябрю 1939 года являлся основным истребителем люфтваффе. Участвовал во всех основных операциях Второй мировой войны на всех фронтах в качестве дневного и ночного истребителя, истребителя-бомбардировщика, тактического разведчика. С октября 1944 года румынские Bf.109G применялись против немцев. Израильские S-199 в 1949 году принимали участие в войне с Египтом. Испанские HA.1112M.1L в 1958 году принимали участие в боевых действиях в Западной Сахаре.

До настоящего времени сохранилось несколько десятков самолётов разных модификаций в музеях разных стран (большинство послевоенного производства Испании и Чехословакии). Часть из них восстановлены до лётного состояния.

Если последней серийной моделью истребителя Мессершмитта стал Bf.109K, то до окончания войны успели изготовить еще целый ряд опытных машин. Одним из них был Bf.109L, который по сути являлся прототипом высотного истребителя на базе Me.209-II, работы по которому были официально прекращены Техническим департаментом, а первоначальный опытный самолет по этому проекту - Me.209-V6 был передан в программу Bf.109H и полетел уже как Bf.109H-V55. Hесмотря на снятие министерством авиации заказа, Мессершмитт таки решил подготовить другой опытный самолет, который в целях конспирации был назван Bf.109L.

В 1943 г, когда работы по Me.209-II в качестве потенциального наследника Bf.109 еще пользовались официальной поддержкой, Технический департамент запросил конструкторское бюро Мессершмитта о возможности создания его варианта с двигателем Jumo-213E-1 и винтом Юнкерс VS-19. Двигательная установка выполнялась в виде единого узла с лобовым радиатором и маслобаком. Пока шло проектирование под него Me.209-II, один Bf.109F-1 был оснащен такой двигательной установкой. Проект был закончен в ноябре 1943 г, а в следующем месяце в Аугсбурге начались работы над опытным самолетом, но вся программа Me.209-II была прекращена. Тем не менее работа над опытным самолетом продолжалась тайно (по крайней мере для министерства авиации). Именно этот самолет, законченный в апреле 1944 г, получил обозначение Bf.109L.

Пожалуй, наиболее интригующим вариантом Bf.109 был Цвиллинг или Сиамские близнецы, собранные из двух планеров Bf.109F. Впервые идею Цвиллинга выдвинул в 1940 г Эрнст Удет, когда рассматривался вопрос о подходящем буксировщике для огромных грузовых планеров Ме.321 и Ju.322. Успех марьяжа двух Hе.111 подтолкнул конструкторов Мессершмитта рассмотреть возможность создания на базе двух Bf.109 тяжелого охотника, запуск которого в серию совершенно не отразился бы на работе сборочных линий, что в обычном порядке было невозможно. Это предложение вызвало большой интерес Технического департамента, озабоченного необходимостью поднятия летных данных самолетов в этой категории, из-за требований министерства авиации сократить число базовых типов серийных машин.

Для проведения испытаний два планера Bf.109F были переделаны в Цвиллинг в конце 1942 г. Оба фюзеляжа с двигателями DB-601E-1 были использованы почти без каких-либо изменений, за исключением подфюзеляжной балки для установки ближе к центру фюзеляжа стоек шасси и монтирования держателя ETC-250. По одной правой и левой консоли сохранили, но конструкцию их лонжерона несколько переделали для оборудования новых ниш уборки шасси. Фюзеляжи соединялись с помощью центральной прямоугольной секции крыла (имевшей пару радиаторов, узел подвески 500 кг бомбы и закрылки) и стабилизатора.

Пока шла работа над опытным Цвиллингом, на Мессершмитте проработали серийный вариант на основе планеров Bf.109G с использованием двигателей DB-605A или Jumo-213E. Вооружение планировалось из двух 30 мм пушек МК-108 в развалах цилиндров и двух таких же пушек под консолями. В качестве скоростного бомбардировщика самолет мог нести 500 кг бомбу под центральной секцией крыла и по одной 250 кг бомбе под каждым фюзеляжем. Планировалось оставить только левую кабину, а правую закрыть обтекателем, а на ее месте установить бензобак.

Опытный Цвиллинг был готов в 1943 г. Взлетный вес достигал 5900 кг, размах крыла - 13,3 м. Расстояние между фюзеляжами было - 3,3 м. Самолет, якобы, был уже готов для летных испытаний, когда его уничтожили во время воздушного налета. В результате к моменту окончания работ в 1944 г летные испытания так и не были проведены. Для сравнения, работы над аналогичным вариантом Мустанга Р-51 на Hорд Американ начались в конце 1943 г, а первый Р-82 Твин Мустанг полетел в апреле 1945 г.

 

На Bf.109G-2 совершил таран Списаревский Димитр.

Списаревский Д. Списаревский Димитр. Таран совершил 20 декабря 1943 года под Софией и погиб. Посмертно присвоено звание капитана.

Родился Списаревский Димитр в 1916 году в городе Добрич (Болгария). Болгарин. Окончил начальную школу в Добриче. После переезда с семьёй в Софию учился во 2-й софийской мужской гимназии. Окончил военное училище. Затем был отправлен в Германию, где учился в авиационных школах в Хауфбойрене и Шлисхайме. Получив офицерское звание, в 1940 году проходил стажировку в школе высшего пилотажа "Вернойхен" под Берлином.

После возвращения в Болгарию служил на аэродроме Божурище в 3/6 орляке (полку), прикрывавшем Софию. Летал на самолётах PZL-24 и Авиа-534. Осенью 1943 года проходил стажировку на берегах Ла-Манша.

20 декабря 1943 года в 11.14 поручик Списаревский Д. вылетел в составе группы из 30 Me-109G-2 на отражение массированного налёта на Софию американской авиации. В 65 км юго-западнее Софии были обнаружены 150 бомбардировщиков B-24 в сопровождении 100 истребителей P-38. В воздушном бою Списаревский сбил один "Либерейтор". Израсходовав все боеприпасы, второй уничтожил таранным ударом в фюзеляж. Сам при этом погиб. Обломки боих самолётов упали в районе села Долни Пасарел. Посмертно присвоено звание капитана.

Похоронен на военном кладбище в Софии. Его именем были названы школы, улицы и площади в Болгарии.

На Bf.109G-6 совершили тараны: Бончев Неделчо, Граф Граф, Мюнстер Леопольд

Бончев Н. Бончев Неделчо. Таран совершил 17 апреля 1944 года над Софией.

Бончев Неделчо родился в 1917 году. Болгарин. Окончил класс лётчиков болгарского военного училища и был направлен в Пиаченца (Италия) для совершенствования лётного мастерства. Затем прошёл подготовку в истребительной школе в Болгарии. С 1941 года - лётчик 222 ято (эскадрильи). Летал на истребителях B-534, D.520, Me-109. Первую победу одержал 20 декабря 1943 года, сбив бомбардировщик B-24.

Командир 222 ято поручик Бончев Н. 17 апреля 1944 года вылетел на Me-109G-6 на отражение массированного налёта американской авиации на Софию (350 B-17 в сопровождении 150 P-51). Во время боя сбил бомбардировщик B-17. Израсходовав боезапас, второй таранил. В момент удара его выбросило из кабины вместе с креслом. С большим трудом он освободился от привязных ремней и воспользовался парашютом. После продолжительного лечения в госпитале и у своих родных в селе Мирково поручик Бончев вернулся в свою часть.

9 сентября 1944 года Болгария начала боевые действия на стороне государств антигитлеровской коалиции. 10 октября во время штурмовки немецкой колонны в Македонии Бончев был сбит и попал в плен. В немецком лагере в южной Германии ему дважды безуспешно предлагали сотрудничать с болгарским эмигратнским правительством профессора Цанкова. В начале мая 1945 года при эвакуации лагеря Бончев был застрелен эсесовцами. Посмертно награждён высшими болгарскими отличиями.

Граф Г. Граф Герман.Таран совершил 24 марта 1944 года над территорией Германии.

Граф Герман родился в 1920 году в Германии. Немец. В люфтваффе с 1939 года.

Участник Второй мировой воны. Служил в составе I./JG51. Первый боевой вылет совершил на Восточном фронте в июле 1941 года. В 1942 году назначен командиром 9./JG52. В боях под Сталинградом в октябре 1942 года был легко ранен. Первым среди немецких асов перешагнул отметку в 200 побед и в ноябре по специальному распоряжению Геринга ему было запрещено участвовать в боях. Возглавлял футбольную команду люфтваффе "Красные орлы", участвовал в пропогандистских акциях.

21 июля 1943 года Граф был назначен командиром истребительной группы "Юг" (позже JGr50), которой была посталена задача отработки методов борьбы с "Москито". В её составе сбил 2 B-17. В ноябре был назначен командиром эскадры JG11, входившей в ПВО рейха. Сбил ещё несколько самолётов.

24 марта 1944 года гауптман Граф в паре с Блахоу вылетел на Me-109G-6 на перехват американских бомбардировщиков. Набрав высоту 9000 м, они направились в сторону американцев. Вскоре к ним присоединился ещё одни Me-109, но Граф приказал обоим ведомым вернуться на аэродром, а сам решил атаковать противника в одиночку. В бою с истребителями P-51 прикрытия ему удалось сбить одного из них. Остальные набросились на одиночный "мессершмитт". Атаки следовали одна за другой. Граф как мог уворачивался от трасс, но одна очередь всё же настигла его. Граф был ранен в руку и бедро, а его самолёт повреждён. Он уже хотел прыгать, но в это время перед ним оказался один из "Мустангов". Граф нажал на гашетку, но выстрелов не последовало. Тогда он резко накренил самолёт и нанёс удар крылом по кабине (кусок крыла так и остался торчать в фюзеляже). "Мустанг" сорвался в штопор. "Мессершмитт" Графа тоже начал падать. С трудом ему удалось открыть фонарь и выбраться наружу. Парашют расскрылся на малой высоте. Приземлился в болото, но купол парашюта вытащил его из трясины. Проезжавший мимо крестьянин подобрал его и доставил в госпиталь.

После возвращения из госпиталя в октябре 1944 года Граф был назначен командиром эскадры JG52. В этой должности воевал до конца войны. Всего совершил 830 боевых вылетов, сбил 212 самолётов. Награжден Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами.

В мае 1945 года попал в советский плен. В декабре 1949 года вернулся в Германию. Умер 4 ноября 1986 года. Похоронен в городе Энгене.

Мюнстер Леопольд. Таран совершил 8 мая 1944 года над городом Хидельсхайм и погиб. Посмертно награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.

Мюнстер Леопольд. Немец. Родился 13.12.1920 г. в местечке Похорш, в 35 км юго-западнее г. Острау (ныне соответственно Похор и Острава, Чехия). После окончания летной подготовки унтер-офицер Леопольд Мюнстер прибыл в 4./JG3.

С 22.06.1941 г. он участвовал в боях на Восточном фронте и до конца ноября сбил 12 самолетов. Затем II./JG3 отозвали в Германию, а потом в январе 1942 г. направили на Сицилию. 22 февраля фельдфебель Мюнстер сбил над островом Мальта «Харрикейн», одержав 13-ю победу. 19 мая группу снова перебросили на Восточный фронт и уже 20 мая немецкий летчик сбил Ил-2 и Як-1. Сбив 24 июля пять Ил-2 и «Харрикейн», Мюнстер преодолел рубеж в 30 побед, а затем 4 августа одержал 40-ю победу. 23 сентября он сбил два МиГ-1 и 3 октября был награжден Германским Крестом в Золоте. 7 октября его счет достиг 50-ти побед.

 К концу года Мюнстер имел на счету 54 самолета и 21 декабря получил Рыцарский Крест. Затем 20.04.1943 г. он сбил «Бостон» и три Ил-2, преодолев рубеж в 60 побед, а 8 мая, сбив еще два Ил-2 и два ЛаГГ-3, увеличил счет до 70-ти побед. 16 июня немецкий ас сбил Ла-5, одержав 76-ю и одновременно последнюю победу на Восточном фронте.

 С сентября 1943 г. II./JG3 действовала в составе ПВО Рейха. В течение 4 - 10 октября лейтенант Мюнстер сбил четыре В-17, достигнув планки в 80 побед. В ноябре его назначили командиром 5./JG3.

20.02.1944 г. он в ходе одного вылета сбил сразу три В-24, а затем 4 марта преодолел рубеж в 90 побед. 

Утром 8 мая Мюнстер сначала западнее г. Брауншвайг сбил В-17, а некоторое время спустя уже южнее Хильдесхайма в ходе атаки соединения В-24 своим Bf-109G-6 W.Nr.441142 протаранил один из бомбардировщиков. «Либерейтор» взорвался в воздухе, уничтожив при этом и истребитель. 12 мая Мюнстера посмертно наградили  Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями (Nr.471) и присвоили звание обер-лейтенанта. Всего совершил около 600 боевых вылетов. В числе сбитых им самолетов были десять В-17 и пять В-24.

 На его официальном счету 95 воздушных побед.

 

На Bf.109G-10 совершил таран Хан К.


Лётно-технические характеристики

МодификацияBf.109B-2Bf.109E-1Bf.109F-2Bf.109G-2Bf.109K-4
Двигатель Jumo.210Ga DB.601A DB.601N DB.605A DB.605DM
Взлётная мощность, л.с. 680 1100 1200 1475 1800
Габариты, м:


размах крыла 
длина 
высота

9,87 
8,7 
3,4
9,87 
8,7 
3,4
9,92 
8,94 
3,4
9,92 
8,97 
3,4
9,92 
9,02 
3,4
Площадь крыла, м2 16,35 16,35 16,02 16,02 16,02
Масса, кг:

пустого 
взлётная нормальная

1580 
2050
1840 
2500
2355 
3062
2255 
3100
2755 
3400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли 
максимальная на высоте 
крейсерская

408 
463 
350
462 
548 
475
515 
600 
480
505 
635 
480
605 
700 
420
Скороподъёмность у земли, м/с 10,8 15,5 21,8 17,8 14,5
Дальность полёта максимальная, км 690 660 845 845 570
Практический потолок, м 8200 10500 11000 12000 12500
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1
Вооружение: 3x7,92 2x20 
2x7,92
1x15 
2x7,92
1x20 
2x7,92
1x30 
2x13,2

Список использованных источников

  1. Борисов Ю. Из клана "109-х": О малоизвестных вариантах Bf.109 // Крылья Родины. - 2001. - №№ 9, 10.
  2. Иванников С. Последний "мессер" // Авиамастер. - 1999. - №3. - С. 39-41.
  3. Истребители Второй мировой войны 1939-1945. - Вып. 1. - М.: АВИАМ, 1994. - С. 26-27.
  4. Кудишин И.В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 44-47.
  5. Лагутин О.В. Самолёт на столе. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев: "АэроХобби", 1997. - С. 153-154.
  6. Маслов М. Недоброй памяти "худой" // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 23-27.
  7. Никольский М. Истребитель Як-1,7,9,3 / Bf.109 // Авиация и космонавтика. - 1999. - №5-6.
  8. Окопелов Н., Чечин А. Испанский полигон Люфтваффе // Моделист-конструктор. - 2004. - №№ 7, 9.
  9. Павлов А. Самый опасный враг // Авиамастер. - 2002. - №7. - С. 45-48.
  10. Романов В. Messerschmitt Bf.109. - М.: М-Хобби, 1994.
  11. Самолёты Второй мировой / Пер. с англ. С.Ангелова. - М.: АСТ, 2000. - С. 221-225.
  12. Фирсов А.А. Мессершмитт Bf.109. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
  13. Цветков С. Мессершмитт Bf.109G-14 // Моделист-конструктор. - 2001. - №1. - С. 31.


Обновлен 19 янв 2012. Создан 29 дек 2011



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Каталог сайтовvseSdelki.info - товары, услуги, объявления, каталоги Украина онлайн
СЧЕТЧИК КЛИКОВ НА САЙТЕ: