ВСЕ О ПИЛОТАЖНЫХ КОРДОВЫХ МОДЕЛЯХ (ALL ABOUT CONTROL LINE AEROBATIC MODELS )










Авиамодельный мотор МК-12В

Автор: Виктор Ходеев



 
Сегодня наблюдается тенденция интереса ряда моделистов к собиранию модельных моторов прошлых лет. К сожалению приобретенные ими образцы продаются за рубеж или хранятся не реставрированными, в плохом состоянии или укомплектованными наугад деталями от других двигателей. А ведь ценность коллекционного мотора и заключается в полной сохранности его внешнего вида и деталей. Возможно, этот материал даст представление новому поколению моделистов о технике прошлых лет и кому-то поможет при восстановлении моторчика МК-12В.

Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых масово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см.. В 60-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) в магазинах «Учтехприбор», «Юный техник» или заказать по каталогу «Посылторга», мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников.
К этому мотору я лично отношусь с особым трепетом. Это был мой первый двигатель! Чувство радости, которое охватило меня, когда я бежал на почту за посылкой, помню по сегодня, хотя это и было более тридцати лет назад. Помню и хлопоты по изготовлению бачка, моторамы, пропеллера, поиски керосина и эфира для топлива. Вспышки моторчика при запуске, запах топлива и выхлопа делали меня просто счастливым, вдохновляли на творчество.
Первые двигатели МК-12В стали производиться в СССР в конце 50-х годов. Конструктивно он был очень похож на мотор австрийской фирмы Webra Mach 1. Очевидно, конструкторы ЦСТКАМ не стали тратить силы на особые изыскания и взяли за прототип готовый работоспособный образец популярного в то время в Европе двигателя. В результате чего получилась практически копия мотора Webra.
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом в больших количествах. Начиная с 1959 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-2,5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В.
Первые серийные моторы имели очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Эти детали были анодированы в черный цвет. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения. Отличительной чертой этих моторов был красный цвет анодировки рубашки охлаждения и опорной шайбы винта, что придавало им особый «нарядный» вид. Качество внешней обработки деталей было не очень хорошим, грубое литье, не снятые фаски, заусенцы. В условиях тогдашней экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания.
Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Пуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пружинкой «трещоткой».
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков. Самые первые МК 12-В имели черный составной картер с отъемным носком и задней крышкой, оребрением цилиндра бочкообразной формы анодированным в красный цвет. Эти моторы еще оснащались текстолитовым дисковым золотником как у Webra. У последующих моторов была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы, был усилен жиклер.
Моторы последних выпусков имели цельный картер и конусообразное оребрение цилиндра, детали уже не анодировались и оставались белого (алюминиевого) цвета, значительно хуже стало качество изготовления. Все моторы разных модификаций отличались только по внешнему виду, конструкция коленвала, поршневой группы и карбюратора была одинаковой.
Моторчики МК-12В были в основном вполне хорошего качества, работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики. В качестве топлива рекомендовалась смесь: эфир- 33%, масло МС20- 17%, масло касторовое- 17%, керосин- 33%.
Двигатель МК-12В продавался в картонной коробочке, комплектовался инструкцией и специальным ключом для гайки крепления пропеллера и откручивания цилиндра, кусочком хлорвиниловой топливной трубочки, винтами и гайками М3 для крепления, стоил 8 рублей. Мотор с успехом применяли для кордовых свободнолетающих авиамоделей, аэромобилей и др. Нет сомнений, что МК12-В был мотором многих сотен нынешних моделистов, дал им возможность прикоснутся к техническому творчеству.

Технические данные компрессионного мотора МК-12В
Объем……………….2,46 куб.см
Ход поршня…….......13 мм
Диаметр цилиндра…15,5 мм
Обороты…………….15000 об/мин
Мощность…………...0,191 кВт
Вес……………………130 г

Подготовленно по материалам журнала «МОДЕЛIСТ»

Двигатель Webra Mach1 (Австрия), ставший прототипом советского мотора МК-12В




Устройство двигателя МК-12В первых выпусков.




Компрессионный микродвигатель МК-12В последующих выпусков. Оребрение цилиндра моторов второй модификации, картер белый , без отъемного носка.




Микродвигатель МК-12В последних выпусков (неукомплектованный образец). На смену этому мотору пришел МАРЗ 2,5




«Привет» из прошлого. Микродвигатель МК-12В выпуска 1970 года с оригинальной упаковкой, принадлежностями и деталями, прекрасный образец коллекционного мотора.




МК-12В





Создан 06 мар 2012



  Комментарии       
Всего 1, последний 7 мес назад
Seregin_k 14 мар 2017 ответить
Немножко видео о нем.
https://youtu.be/ogmhZqH9n2c
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Каталог сайтовvseSdelki.info - товары, услуги, объявления, каталоги Украина онлайн
СЧЕТЧИК КЛИКОВ НА САЙТЕ: